1. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:
способствует совершенствованию профессиональных знаний
позволяет передавать и распространять информацию
служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации
является средством общения всех людей между собой
2. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:
структурализма
синергетики
герменевтики
постмодернизма
3. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира – это:
онтология
эстетика
этика
гносеология
4. Два вечных начала сущего – пракрити и пуруша – рассматриваются в классической системе индийской философии:
миманса
санкхья
веданта
ньяя
5. Практика по своим функциям в процессе познания НЕ является:
целью познания
критерием истины
успешной заменой теоретических исследований и научного творчества
основой познания и его движущей силой
6. «Кульминацией потребностей», «познавательным критерием», «признаком бытия» и творческой активности человека Л. Фейербах называл любовь:
как страсть
всеобщую
как чувство
половую
7. К философским методам познания относятся:
структурно-функциональный
диалектический
синергетический
феноменологический
герменевтический
8. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зрения человеческой:
практики
потребности
незаинтересованности
творческой способности
9. Все тела в мире имеют цель своего движения и развития, которая задана Богом как причиной всех причин, считал:
Диоген Синопский
Зенон
Пиррон
Аристотель
10. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:
Ф. Бродель
Ф. Фукуяма
А. Тойнби
П. Сорокин
11. Философские решения НЕ МОГУТ БЫТЬ:
гипотетическими
неоднозначными
сложными
окончательными
12. Согласно ряду современных научных гипотез, человек – это природный мутант, который сформировался благодаря:
ледниковому периоду
постепенному эволюционному процессу
вспышке близкой Сверхновой звезды
экстремальному тепловому стрессу
инверсиям геомагнитного поля
13. «Общество» в современной философии представляется как:
ассоциация мыслящих существ, преобразующих мир в процессе совместной трудовой деятельности, обусловленной наличием языка
неотделимая часть природы, подчиняющаяся только ее законам
система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями, культурой
сознание и воля людей, объединенных общими стремлениями и интересами
объективная реальность, одна из форм бытия, обладающая внутренней структурой, собственными законами и направленностью развития
14. К «вечным» философским вопросам НЕ ОТНОСЯТСЯ:
Из каких элементов состоит живая клетка?
Как произошел мир?
Каковы точные размеры Вселенной?
Кто есть человек?
Какова родословная славян?
15. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это:
подобие маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот
серая и безликая «жизнь насекомых»
цепь тревог, разочарований и мучений
удел радостей и прогресса
16. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
субъективный идеализм
объективный идеализм
диалектический материализм
экзистенциализм
17. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
доставляет личное удовлетворение
связан с гуманными или дружескими чувствами
соответствует действующему закону
подчинен абстрактному чувству долга
18. Перипатетическая школа зародилась в:
университете
гимназии
академии
лицее
19. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) НЕ относится:
восприятие
представление
ощущение
идея
20. По Ф. Бэкону, эмпирия – это:
опыт, опирающийся на эксперимент
форма, присущая самой вещи
изолированное чувственное восприятие
мыслительный образ вещи, отраженный в сознании
21. Термин «философия» означает:
компетентное мнение
рассуждение
любовь к мудрости
профессиональную деятельность
22. В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта:
смерти
либидо
агрессии
социальности
23. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:
общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей
человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами
общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть
человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями
24. Согласно Шопенгауэру, человеческая история – это:
бессмысленное сплетение событий
неизбежное приближение Страшного Суда
непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность
прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия
25. Современные гносеологические исследования предполагают:
рационализм
теоретико-методологический плюрализм
интуитивизм
эмпиризм