Qurnosov

Логика. Тренинг 8

1. В каком веке сформировалась логика в качестве самостоятельной науки?
II в. до н. э.
IV в. до н. э.
V в. до н. э.
III в. до н. э.
VI в. до н. э.

2. По какой фигуре силлогизма построены данные умозаключения?
Петров обязан носить форму, потому что он военнослужащий
по 3-й фигуре
по 4-й фигуре
по 1-й фигуре
по 2-й фигуре

3. Определите виды вопросов
По отношению к познавательной цели вопросы бывают…
Узловые
Корректные
Наводящие
Закрытые
Открытые

4. Рассуждение следователя:
“За три дня на складе сменились три бригады грузчиков, постоянно присутствовал только кладовщик. В течение всех трех дней происходили мелкие кражи. Скорее всего, их совершает кладовщик” пример применения:
метода “единственного различия”
метода “сопутствующих изменений”
соединенного метода “сходства и различия”
метода “единственного сходства”

5. Какое из приведенных определений  раскрывает логическую сущность доказательства?
Это одна из форм научно-творческого познания и логического мышления, содержание которой составляет осознанное, зафиксированное противоречие между непознанной или необъясненной еще стороной объекта познания и уже имеющимся знанием
Это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые
Это логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой
Это систематизированное исследовательское и завершенное знание, истинность которого невозможно проверить эмпирически или она вовсе не рассматривается как существенный признак

6. Как называются выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы?
Основание гипотезы
Предположение
Форма гипотезы

7. К какому виду суждений относится рассуждение?
“Лишь при условии добросовестного отношения к учебе вы можете стать отличником”
Условное суждение
Эквивалентное суждение
Разделительное суждение
Соединительное суждение

8. Что представляет собой данная уловка: с моим мнением, которое может быть и неправильным, согласился руководитель нашего учреждения, однако ко всем возражениям я внимательно прислушаюсь
Аргумент к невежеству
Аргумент к жалости
Аргумент к человеку
Аргумент к авторитету

9. Проанализируйте следующее математическое рассуждение:
“Две прямые могут пересекаться только в одной точке. В самом деле, предположим, что это не так, тогда получится, что через две различные точки проходят две различные прямые, что противоречит аксиоме, которая гласит, что через две различные точки можно провести только одну – единственную прямую. Следовательно, наше первоначальное предположение неверно, и две прямые пересекаются только в одной точке”
Это рассуждение представляет собой
Косвенное доказательство “от противного”
Прямое доказательство
Доказательство только по видимости; на самом деле оно не является правильным рассуждением
Косвенное разделительное доказательство

10. Какое правило ответа нарушено в приведенных примерах?
– Что было раньше – яйцо или курица?
– Раньше все было!
Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким
При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность
Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его

11. “Банки делятся на столичные и региональные. Региональные банки, в свою очередь, делятся на крупные, средние и мелкие.” Перед нами пример:
скачка в делении
прерванного деления
несоразмерного деления
классификации

12. До модуса какой фигуры категорического силлогизма дополняется энтимема:
“Господин N – профессор, следовательно, он уважаем его соседями”?
до правильного модуса четвертой фигуры
до правильного модуса третьей фигуры
до правильного модуса первой фигуры
до правильного модуса второй фигуры

13. Какой метод виден в следующем заключении эксперта:
“Мы купили итальянскую лицензию на производство полимерных труб из состава – полимерная основа, металлическая крошка, отвердитель и очень дорогой итальянский перец. Решено было исключить перец. У итальянцев трубы служат годами, у нас их целыми метрами съели крысы. Следовательно, отсутствие перца – причина уязвимости труб для крыс”:
метод “сопутствующих изменений”
соединенный метод “сходства и различия”
метод “единственного сходства”
метод “единственного различия”

14. Укажите рассуждение, в котором нарушен закон противоречия
Студент Харитонов учится на отлично. Студент Харитонов не является спортсменом-разрядником
Не все студенты сдали зачеты. Некоторые студенты сдали зачеты
Все студенты успешно сдали сессию. Студенты Дубов и Гусев получили в сессию двойки на экзамене по иностранному языку
Студент Рыжов хорошо знает английский язык, т. к. получил на экзамене оценку “пять”. Студент Рыжов плохо знает английский язык, чтобы работать в качестве переводчика
Слесарь Иванов нарушил трудовую дисциплину. Сантехник Сидоров не нарушал трудовую дисциплину

15. Закон тождества гласит,
если из высказывания следует его отрицание, то истинным является отрицание, а не само высказывание
если нет второго, то нет и первого
если есть первое, то есть второе
если высказывание истинно, то оно истинно