Qurnosov

Логика. Тренинг 5

1. Определите, какой вид аналогии применен в каждом рассуждении
Один несправедливый приговор влечет большие бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми; последние портят только ручьи, только одинокие струи воды, тогда как несправедливый судья портит самый источник” (Ф. Бэкон)
Строгая аналогия
Аналогия отношений
Ложная аналогия
Нестрогая аналогия
Аналогия свойств

2. Определите вид отношения между понятиями “арендатор” “инженер”
отношение пересечения
отношение соподчинения
отношение противоречия
отношение подчинения
отношение равнозначности

3. К какому виду модальности можно отнести суждение:
“Я уверен, что он честный человек”?
Деонтическая модальность
Эпистемическая модальность
Аксиологическая модальность
Алетическая модальность

4. Обоснованность мышления – это свойство правильного мышления …
воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость
отражать объективные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира
избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности
воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать “логике вещей и событий”

5. Определите символическую запись закона исключенного третьего
или а, или не-а
а не есть не-а
а = а
в есть потому, что есть а

6. Определите вид индуктивного умозаключения и установите состоятельность вывода
“Вл. Соловьев, Н. Федоров, Н. Бердяев – русские философы-идеалисты. Следовательно, крупнейшие русские философы XIX века были идеалистами”
Неполная индукция
Полная индукция

7. Какая ошибка содержатся в аргументации
“Это пьяница, посмотрите, какой у него красный нос”?
Необоснованный аргумент
В рассуждении никакой ошибки нет
Круг в аргументации
Это вообще не рассуждение

8. Какому из правил посылок подчинены предлагаемые умозаключения?
Некоторые пенсионеры – работающие
Все работающие получают заработную плату
———————————————————-
Следовательно, некоторые получающие заработную плату являются пенсионерами
1-му правилу
2-му правилу
3-му правилу
4-му правилу

9. Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения
Деление понятия
Расчленение целого на части

10. Какое правило определения понятия нарушено в приведенных рассуждениях?
“Логика – это наука о мышлении”
Определение должно быть соразмерным
Определение не должно быть отрицательным
Определение не должно заключать в себе круга
Определение должно быть ясным

11. В чем сущность апагогического опровержения тезиса?
Ложность тезиса обосновывается путем определения истинности всех возможных альтернатив тезису
Ложность тезиса обосновывается путем определения истинности антитезиса
Ложность тезиса обосновывается непосредственно аргументами

12. Обозначение над лестницей в метрополитене в виде зачеркнутого человечка является:
знаком – индексом
знаком – образом
знаком – символом
сочетанием знака – образа и знака – символа

13. В современной формальной логике символ ” ~ ” имеет название:
конъюнкция
импликация
отрицание
дизъюнкция

14. “Расширение содержания некоторого понятия ведет за собой уменьшение его объема, а расширение объема понятия ведет к сужению его содержания” – это
закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
закон тождества
закон противоречия
закон достаточного основания

15. Выделите тезис и аргументы в следующем рассуждении:
“(а) Каждый отличник получает повышенную стипендию. (б) Студент Петров получает повышенную стипендию, (в) так как он отличник”
б – тезис, а, в – аргументы
в – тезис, а, б – аргументы
а – тезис, б, в – аргументы
рассуждение вообще не является аргументацией и не содержит ни тезиса, ни аргументов