Qurnosov

Философия политики и права. Тесты для самопроверки

1. Термины «базис» и «надстройка» обозначают …
единство бытия и сознания
соотношение политики и права
вертикальную структуру общества, в которой есть своя иерархия, есть этажи и слои общественной жизни, «выше» и «ниже» лежащие
наличие в общественных отношениях факторов, детерминирующих общественное развитие

2. Социальные отношения – это…
отношения между людьми, складывающиеся на основе общности культуры
отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения
взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности
связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них

3. Соотношение представителей философии эпохи Возрождения и социально-политических течений:
М. Лютер – философия Реформации
Т. Мор – философия социалистов-утопистов
Н. Макиавелли – политическая философия
Т. Мюнцер – философия Реформации
Т. Кампанелла – философия социалистов-утопистов

4. Общество есть образование …
историческое
природное
сверхъестественное
природно-историческое

5. Утверждение Аристотеля «Человек есть политическое животное» означает, что …
Аристотель биологизировал политику
в мире животных есть политические явления
человек и животное за пределами политики одно и тоже
политика отсутствует в животном мире, а утверждение Аристотеля надо понимать фигурально

6. Верное утверждение:
в российском обществе исторически превалируют правовые способы регулирования общественных отношений
политический скептицизм – одна из самых опасных болезней российского общества
высокий уровень политической активности россиян – показатель развития их политической культуры
для российского общества не характерен политико-правовой нигилизм

7. Политическое учение, родина которого Россия
Коммунизма
Консерватизма
Либерализма
Анархизма
Коллективизма

8. Политика и право – соотносительные категории
да
нет

9. Соотношение характерных признаков государственного режима и его типа:
решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства – демократический
действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом – демократический
политический плюрализм, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его   – демократический
оппозиция не допускается, существует лишь имитация многопартийности – авторитарный
права и свободы гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются        – авторитарный

10. Общество для которого характерна идея всемогущего божества и ничтожного его раба-человека
буржуазное
феодальное
современное
рабовладельческое

11. Наиболее древние формы духовной жизни общества:
мораль
религия
искусство
политика
право
философия
наука

12. Наиболее перспективная концепция развития России
«коммунизм»
«монетаризм»
«буржуазный социализм»
«демократический коммунизм»

13. Главный ориентир политико-правового строительства
личность
общество
государство
экономика

14. У истоков цивилизационного подхода к истории стояли …
К.Маркс
А.Тойнби
Платон
Н.Данилевский

15. По Гоббсу, государство – это “великий Левиафан”, началом рождения которого можно считать момент, когда …
великий вождь в племени захватывает власть в племени и силой покоряет остальных
старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей
жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных
каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой

16. Утверждение «Всякая власть впору своему народу» принадлежит …
Монтескье
Сен-Симону
Гоббсу
Бисмарку
Руссо

17. Одним из признаков буржуазной цивилизации является:
наличие гражданского общества
безусловный приоритет власти над обществом
политико-правовой фетишизм
невысокий уровень политической культуры масс

18. Верное утверждение:
государство должно быть управляющей системой, подчиненной самоуправлению, т.е. ведущей роли гражданского общества
государство и гражданское общество не должны вмешиваться в дела друг друга
гражданское общество постепенно должно заменить собой государство

19. Правовая установка «разрешено все, что не запрещено законом» не учитывает … аспекты общественных отношений
политические
религиозные
моральные
культурные
цивилизационные

20. Политическая идеология либерализма в качестве основной ценности предполагает …
демократию
предпринимательство
духовное развитие общества
свободу человека

21. Предтечей культовской идеологии и практики был …
буддизм
бакунизм
бланкизм
бонапартизм

22. Юридическая норма собственности фиксирует …
отношение субъекта к предмету владения
отношение между субъектами
общественные (экономические) отношения по поводу предмета владения
наличие прав человека

23. Культ личности – это …
форма духовно-идеологического отчуждения гражданского общества от политико-правовой системы, и, прежде всего – от государства
признание особых заслуг личности перед обществом
способ легитимации властных отношений
то же, что и гуманизм

24. Последовательность этносоциальных групп в порядке их появления в ходе истории:
1            ) Родоплеменные объединения
2            ) Народности
3            ) Нации

25. Родоначальник философии права как систематизированного научно-философского знания
И. Кант
Г. Гегель
К. Маркс
В. Нерсесянц

26. Догосударственные, дополитические формы общности людей:
род
племя
народность
нация
класс
наднациональные и надклассовые общности

27. К уровням «вертикальной» организации общества не относится …
производственно-технический
социально-экономический
духовно-идеологический
национально-региональный

28. Права, которые Д. Локк считал неотъемлемыми и непередаваемыми государству
на жизнь, свободу, равенство
на собственность, жизнь, свободу, равенство
право избирать, право быть избранным, свободу слова
на свободу совести, вероисповедания, свободно распространять религиозные и иные убеждения

29. Принцип, характеризующий “запретительный” подход к пониманию права: запрещено …
все, что ведет к нарушению правопорядка в обществе
все, что вредит личности и государству
абсолютно всё
все, что не разрешено

30. Идея, которую впервые в философии политики Локк предлагает в своей работе “Два трактата об управлении государством”
демократического централизма
просвещенной монархии
разделения властей
общественного договора

31. “Человека ни при каких обстоятельствах нельзя использовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более высокой цели, чем Человек” эти слова И. Канта являются основой философско-правового …
натурализма
гуманизма
либерализма
нигилизма

32. Определение права, данное Аристотелем: право …
как действие божественной справедливости в обществе
как политическая справедливость
как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы
это свобода (свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства)

33. Мораль – это …
система нормативных требований общества
система оптимальных требований к поведению человека, не обладающая характером долженствования
нравственные критерии для оценки явлений, процессов действительности
неправовая и неполитическая, но, тем не менее, нормативная идеология, вырабатываемая обществом независимо от государства

34. Синдром «политического скептицизма» и «правового нигилизма» в российском менталитете объясняется …
неразвитостью политико-правовой сферы общественного сознания
отсутствием правового государства в предшествующей истории России
несовместимостью российской культуры с западной, политико-правовой
традиционным отчуждением государства и гражданского общества в российской истории и цивилизации

35. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил …
Хрисипп
Сократ
Платон
Аристотель

36. «Концентрированным выражением экономики» можно назвать …
право и политику
власть и государство
конституцию

37. Утверждение Гегеля «моральные законы несравненно выше человеческих» означает …
необязательность соблюдения моральных требований
ненаказуемость нарушений моральных норм
государственный характер юридического законодательства;
негосударственное происхождение морали
принадлежность морально-нравственного комплекса гражданскому обществу

38. Определение “права” данное Ф. Аквинским: право – это …
политическая справедливость
действие божественной справедливости в обществе
свобода (свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства)
совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы

39. В эпоху Возрождения …
утверждается политико-правовой теоцентризм
происходит становление материалистического понимания государства и права
происходит замена религиозно-политического культа бога культом земного человека

40. Верно ли утверждение: «Установка «все разрешено, что не запрещено законом» – исчерпывающий регулятор всех общественных отношений»?
нет
да

41. Этапы развития, через которые проходит человечество с точки зрения формационного подхода к истории
первобытнообщинный
доиндустриальный
постиндустриальный
буржуазный
феодальный

42. К. Маркс определяет право следующим образом: право – это …
надстройка над экономическим базисом, это юридическое оформление общественных, в первую очередь экономических отношений
политическая справедливость
совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы
действие божественной справедливости в обществе

43. Определение “права” данное И. Кантом: право – это …
свобода (свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства)
совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы
политическая справедливость
действие божественной справедливости в обществе

44. Труд Т.Гоббса, посвященный государству, называется …
«Город Солнца»
«Левиафан»
«Государство»
«Политика»

45. Идеи, лежащие в основе теории общественного договора:
человек по природе добр
природа человека изначально зла
прообраз государства – семья, в которой старший защищает и заботится о младшем, а младший уважает и подчиняется старшему
государство – механизм, которому невозможно противостоять, но необходимо подчиняться

46. Верное утверждение
право и мораль – суть одно и то же
мораль первична по отношению к праву
право является базисом формирования морали
право и мораль не имеют граней соприкосновения

47. Правильное утверждение:
политика и право берут свое начало с природного «закона джунглей»
политика и право всегда были и всегда будут в истории общества
политико-правовые регуляторы появляются на достаточно высоком уровне интеллектуального развития общества и обусловлены им
существуют экономические и социально-структурные причины появления политико-правовых регуляторов общественных отношений

48. Понятия «государственная» и «общенародная» собственность тождественны
да
нет

49. Наилучшая форма государства, по Аристотелю
полития
демократия
тирания
олигархия

50. Для административно-командной системы характерна …
гипертрофированная вертикальная структура, которая ставит на недосягаемую высоту в общественной иерархии личность вождя и его окружение
особая роль правовых методов регулирования общественных отношений
пассивность и безынициативность в решении политических проблем
большая роль профессионализма в решении управленческих задач

51. Верное утверждение:
в гражданских отношениях политические и правовые нормы нельзя отделять от морально-нравственных оценок и представлений о справедливости или несправедливости
любая политическая идеология может существовать и действовать без морального оправдания в сознании гражданского общества
право не является фактором жизнедеятельности гражданского общества

52. Источником правовых установлений является …
интерес человека
экономика (уровень развития)
политика (политическая идеология)
духовное развитие общества

53. Представитель Французского Просвещения, который считал, что частная собственность породила страх, войну, имущественное расслоение
Ж.Ж. Руссо
Вольтер
Д. Дидро
Ш. Монтескье

54. Понимание Н. Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как …
гуманизм
объективизм
цинизм
анархизм

55. Русские философы в своих убеждениях исходили из принципа …
«человек по природе зол»
«человека не перевоспитаешь»
«человек – существо обучаемое»
«человек по природе добр»

56. Первые социальные философы:
Гераклит
Демокрит
Сократ
Платон
Зенон
Аристотель

57. Анархизм – это …
идея отрицания власти как таковой
идеология непримиримых борцов за свободу человека
идейно-психологический феномен, означающий отрицание государственной власти
необычный факт действительности

58. Идеология (в том числе политическая и правовая) – это…
ложное сознание, навязываемое обществу
тоталитарная или авторитарная форма духовной жизни общества
общественное самосознание (коллективное «Я»), отражающее общественное бытие
официальная государственная доктрина власти
массовое сознание, основанное на ложных посылках

59. По Аристотелю, человек – это …
двуногое без перьев
нравственное существо
душа в темнице тела
политическое животное

60. Представителим Франкфуртской школы философии:
К.Ясперс
М.Хоркхаймер
А.Адлер
Г.Маркузе

61. Идеология и практика культа личности в СССР привели к …
распаду СССР
падению производительности труда и тотальному дефициту
созданию столь высокой государственно-иерархической политической системы, что право в ней оказалось излишним
формированию сильной центральной власти, способной обеспечить правопорядок в обществе

62. Политика Рима в отношении покоренных народов divide et impera переводится как …
Берите все
Разделяй и властвуй
Понимай и помогай
Жги и разрушай

63. Политико-правовой фетишизм означает …
принадлежность к нацизму
полный приоритет государственности над гражданственностью, власти над обществом
отрицание значимости политико-правового фактора в жизни общества
обожествление природы политики и права

64. В политико-правовой сфере американизм проявил себя в …
развитии правовой культуры
агрессивном буржуазном экспансионизме мирового масштаба
росте масскультуры, имеющей антигуманную направленность
нивелировке и редукционизме, стандартизации и примитивизации личности

65. Ведущую роль в политической системе играет …
исполнительная власть
законодательная власть
судебная власть
средства массовой информации

66. Историческую основу российской цивилизации составила
родовая община
трудовая община
многонациональный состав населения
имперская (царская) власть
православная идеология
историческая миссия «спасения человечества» («русская идея»)

67. Определение “права” данное Г. Гегелем: право – это …
свобода (свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства)
политическая справедливость
совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы
действие божественной справедливости в обществе

68. Идеолог голландской буржуазной революции Г. Гроций философски обосновал теорию …
абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда
естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу
государственного права, когда оно создается управляющей верхушкой для решения своих проблем
эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства

69. “Свобода есть познанная необходимость” – это высказывание принадлежит …
Б. Спинозе
Г.Гегелю
Ф. Энгельсу
В.И. Ленину

70. Произведение Августина Блаженного, в котором он выражает свои социально-философские взгляды
«Государство»
«Законы»
«О граде Божьем»
«Сумма философии»

71. Правовое государство – самостоятельный субъект исторического процесса, ведущая сторона по отношению к гражданскому обществу.
нет
да

72. Верное утверждение:
общество и государство – одно и то же и различия между ними несущественны
государство – надобщественный институт, то, благодаря чему существует и сохраняется общество
государство учреждается обществом на договорных началах как его временный комитет по управлению делами
государство – это «град земной», противостоящий «граду небесному»
государство – орган власти в обществе, где существует социальное неравенство, осуществляемое по принципу господства и подчинения

73. Исторически первыми формами демократической государственности стали …
первобытные общины
античные древнегреческие города-государства
феодальные республики на Руси
независимые колонии в Америке

74. Соотношение теории возникновения государства и ее сути
теологическая – причина возникновения государства – божественная воля
договорная – основа возникновения государства – сила разума, сознания
органическая – причина возникновения государства – биологические факторы
материалистическая – в основе государства лежат социально-экономические факторы
теория насилия – основа государства – фактор военно-политический

75. Идеи Монтескье, на которых основаны современные западноевропейские демократические государства
приоритет закона
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
Бог – средство для поддержания порядка и воспитания нравственности
климат и географическое положение влияют на устройство общества

76. Основоположник марксистской теоретической традиции в России
В.Ленин
Г.Плеханов
И.Сталин
Л.Троцкий

77. Российская цивилизация является …
Европейской
Азиатской
Евразийской
Американизированной

78. Отношения гражданского общества и государства …
толерантные
не возможны
антагонистичны
гармоничны

79. Автор философско-политической работы «Государь»
Платон
Сократ
Аристотель
Макиавелли

80. “Быть свободным в своих действиях, но соизмерять свою свободу со свободой других” – это высказывание принадлежит …
И. Канту
К. Марксу
И. Фихте
Б. Спинозе

81. В гражданском обществе …
личность является высшей целью или самоцелью общественного развития
обеспечен приоритет государства над личностью
общие интересы определяют характер политико-правовой реальности
личность не несет обязанностей перед государством

82. Философ, обосновавший право народа на восстание, считавший главной причиной противоречий в обществе частную собственность…
Аристотель
Ж.Ж.Руссо
Ш.Монтескье
Ф.Вольтер

83. Равенство граждан перед законом делает граждан равными во всех отношениях
да
нет

84. Демократия в США доказывает, что это …
бесперспективный путь общественного развития
лишь один из возможных вариантов политического развития, приемлемый не в каждой стране
универсальный вариант политического режима
эталон общества свободы и гуманизма

85. Суждение, отражающее точку зрения философско-правового материализма: правовая реальность – это …
порождение Духа, инобытие идеи и т.п.
согласование деятельности человека и государства
отражение в общественном сознании материального бытия, материальных отношений
совокупность единичных фактов “очищенных от морали, политики, психологии”

86. Автор работы “Философия права”
К. Маркс
И. Кант
Ф. Энгельс
Г.Ф. Гегель

87. В современном мире роль научного фактора в политике …
возрастает
игнорируется
уменьшается
не меняется

88. Причины «двойных стандартов» в применении международных норм права:
верховенство политической идеологии перед правовой
политический цинизм
заблуждения в правоприменительной практике
неразработанность международных правовых норм
неразвитость международной правовой практики

89. Автор идеи разделения властей в государстве
Т.Гоббс
Дж.Локк
Н.Макиавелли
Аристотель

90. Политический радикализм и экстремизм в современной России опирается на …
исторические традиции
естественную реакцию политически инертного обывателя, обманутого в своих несбывшихся ожиданиях
массовое недовольство сложившимся политическим режимом
деятельность отдельных ярких политических лидеров

91. Верное утверждение: монетаризм – …
государственная финансовая политика
наиболее перспективная идеология для развития России
есть чуждая российскому обществу и его менталитету идеология ростовщичества
является идеологической базой формирования среднего класса

92. Верное утверждение:
право и политика – суть одно и то же
политика имеет производный от права характер
политика и право не соотносимы друг с другом
право имеет инструментальный характер, т.е. служит орудием «в руках» политики

93. Человек в сущности своей есть явление …
надприродное
природное
биосоциальное
социально-биологическое
социальное

94. Признаки государства:
суверенитет
наличие публичной власти
территориальное деление населения
право
система налогов
монополия на легальное применение силы
монополия на все проявления экономики, средства массовой информации
гражданское общество

95. Представление о «духе законов» Ш.Монтескье положило начало направлению …
духовного монизма
географического детерминизма
европейского гуманизма
социального фатализма

96. Слова французского короля Людовика XIV «Государство – это я» обозначают следующие формы власти:
демократия
авторитаризм
тоталитаризм
охлократия
анархия

97. Автор теории, согласно которой в основе возникновения государства лежит общественный договор
Т.Гоббс
Ф.Бэкон
Г.Лейбниц
Дж. Локк

98. Имперская стадия российской государственности
Древняя Русь
Киевская Русь
Московское государство
Петровское государство
Советское государство

99. Политико – правовое учение, включавшее в себя положение об отмирании государства и права по мере развития общества
либерализм
консерватизм
марксизм
анархизм

100. «Общество» и «государство» впервые стал различать …
Руссо
Маккиавелли
Монтескье
Сен-Симон
Гоббс
А.Смит